Главные новости

Согласовано участие представителей НИИ КПУ в составе экспертного совета по импортозамещению Государственной Думы ФС РФ

Директор НИИ КПУ вошел в состав Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по импортозамещению и повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе при Минтрансе России

НИИ КПУ включен в состав ТК-481 Росстандарта

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом совета коллегии ВПК по развитию ГЧП

Председатель Наблюдательного совета НИИ КПУ назначен членом Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи РФ

НИИ КПУ включен в состав ТК 100 Росстандарта

Аналитический центр при Правительстве РФ высоко оценил деятельность НИИ КПУ

Руководители НИИ КПУ вошли в состав Центра мониторинга НТР Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

Согласовано участие специалистов НИИ КПУ в качестве экспертов Правительственной комиссии по вопросам ТЭК

Сколково и НИИ КПУ объединяют усилия в решении вопросов по импортозамещению в РФ

24.05.2018г. на полях ПМЭФ 2018 состоялась панельная дискуссия «Новые механизмы инвестиционной политики: “локомотивы роста”».

 КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

В России действует несколько сотен механизмов поддержки предпринимательства, но лишь малую часть можно назвать достаточно эффективной 

«Несмотря на широкий перечень механизмов и институтов поддержки — недавно на коллегии Минпромторга министр Мантуров, по-моему, «600» цифру назвал <…> — но это не значит, что все эти институты работают», — Александр Шохин, президент РСПП. 

Механизм специальных инвестиционных контрактов призван гарантировать благоприятные условия для инвесторов. 

«Нам бы хотелось вместе договориться о том, что мы готовы тем, кто заинтересован деньги свои, заработанные в России, разместить в российскую экономику, гарантировать на срок реализации проекта неизменность условий ведения бизнеса. И сопроводить это необходимыми возможностями, которые нужны для того, чтобы развивались новые проекты. И для этих целей мы действительно предложили так называемый контракт СПИК 2.0 (механизм специальных инвестиционных контрактов — Ред.)», — Андрей Иванов, замминистра финансов РФ. 

«Я присоединюсь к хору поддерживающих СПИК 2.0 <…> Первое преимущество — это прогнозируемость <…> Второе — это справедливость и равный доступ <…> Мы видим, что Минфин в СПИК 2.0 использует не всегда легко воспринимаемый бизнесом, но справедливый принцип — чтобы государство соинвестировало прибыль от будущих проектов», — Дмитрий Конов, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг». 

Предприниматели готовы инвестировать в российскую экономику, используя механизмы господдержки 

«Мы создали уже соответствующий проектный офис, который за полтора-два месяца работы набрал проектов на общий объем уже до 8 трлн рублей. У нас КПЭ, который нам поставил Президент в своем поручении, чтоб мы где-то за год 1,2 трлн рублей прямых инвестиций за счет этого инструмента обеспечивали в экономику в отраслевые проекты», — Андрей Иванов. 

Международная кооперация — необходимое условие развития российского бизнеса 

«Кооперационные связи, выход на внешний рынок — это то, что нам нужно», — Алексей Слепнёв, глава РЭЦ. 

ПРОБЛЕМЫ 

Недостаток информации о механизмах господдержки 

«Мы знаем, что государство объективно много делает для поддержки промышленности, но на самом деле об этих мерах знают, к сожалению, не все на местах. Данные приведу: около 80% предпринимателей знают о мерах господдержки, но лишь 4% ими пользуются», — Андрей Турчак, заместитель председателя Совета Федерации РФ 

Забюрократизированность процедуры получения господдержки и предоставления отчетности 

«Сложная процедура получения поддержки и громоздкая отчетность. Избыточные и нечеткие критерии предоставления поддержки», — Александр Шохин. 

Неразвитость инфраструктуры 

«Низкое качество инфраструктуры становится зачастую узким местом при реализации масштабных промышленных проектов», — Александр Шохин. 

Предприятия слабо ориентированы на международный рынок 

«Предприятия не воспринимают себя как глобальные игроки. Кто начинает себя так воспринимать, они с удивлением обнаруживают экспоненциальный рост выручки, лучший рост производительности и конкурентоспособности и так далее. Просто у нас нет специалистов, подготовленных по международной торговле <…> Я говорю о большом объеме средних компаний, которые составляют наш основной потенциал», — Алексей Слепнёв. 

«Мы научились экспортировать нефть/газ традиционно, наверное, нефтехимию, может быть, удобрения, но продукты высокой переработки мы экспортировать, увы, не умеем», — Андрей Воробьёв, губернатор Московской области. 

Низкие темпы внедрения новых форм господдержки 

«Вот этот «2.0» мы уже с вами обсуждаем в разных конфигурациях я не знаю сколько. Значит, на каком-то этапе раз — и оно остановилось» — Рустем Минниханов, президент Республики Татарстан. 

РЕШЕНИЯ 

Совершенствование законодательной базы. Развитие механизмов государственно-частного партнерства 

«Было бы очень правильно завершить работу над нормативно-правовой базой по совершенствованию механизмов развития. Прежде всего речь идет о специнвестконтактах», — Александр Шохин. 

«Здесь реальный ГЧП нужен <…> Это делали другие страны, и ничего другого не остается и нам сделать — только рука об руку идти вместе с бизнесом, вырабатывать программы экспортной акселерации», — Алексей Слепнёв. 

«Я вижу рост мобильности и инфраструктуры. И я вижу, что вы говорите о крупных ГЧП-проектах», — Майкл Форер, председатель правления Bombardier Transportation GmbH. 

Мониторинг и интеграция мер господдержки 

«Мер господдержки у нас море, ими просто нужно правильно, систематизированно уметь пользоваться. <…> Мы просто поняли окончательно, что экономика развивается в регионах. <…> Мы начали проводить систематизированную работу в регионах в части максимальной интеграции, потому что наши ресурсы на федеральном уровне, они просто ограничены, с точки зрения возможности достучаться до малого и среднего бизнеса», — Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ. 

«Проведение комплексной оценки механизмов и институтов развития <…> — это не только повод уточнить стратегию развития того или иного института, но и возможность выявить так называемые лучшие практики и начать их тиражировать», — Александр Шохин. 

«В ходе обсуждения законопроектов, которое будет происходить, необходимо учитывать, какое влияние принимаемый законопроект окажет и на те бизнесы, которые уже сложились в данный момент времени», — Игорь Дроздов, председатель правления Фонда «Сколково». 

Поддержка отечественного бизнеса, испытывающего санкционное давление 

«Необходимость эффективно противостоять санкционному давлению <…> Стоит подумать над тем, чтобы приоритетность какую-то обеспечить проектам, которые реализуются компаниями, которые под санкциями находятся», — Александр Шохин. 

Поддержка экспорта 

«Активная глобальная сельхозполитика. Все меры поддержки должны быть увязаны на те предприятия, которые действительно развиваются вовне, на глобальные рынки. <…> Экспорт у нас в прошлом году вырос больше 20%, по первому кварталу темп сохраняется. У нас никогда не было таких объемов поставки нашей машинотехнической продукции вне СНГ», — Алексей Слепнёв. 

«Торгпредства должны развернуться в сторону поддержки экспорта, на мой взгляд», — Андрей Воробьёв. 

«Международный рынок — это высшая лига. <…> Наш рынок российский не такой большой. На сегодня какая ситуация? Мы фактически инвестируем в зарубежный бизнес, в зарубежные компании», — Денис Кравченко, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике. 

«Решение главного вопроса — <…> текущая или потенциальная конкурентоспособность на глобальном рынке», — Юрий Слюсарь, Президент ПАО «ОАК». 

Совершенствование инструментов расчетов 

«Какое ограничение для роста инвестиций и оборота торговли между Россией и Китаем? Политические отношения нормальные, хорошие. <…> Проблема прямой системы расчета России-Китая как рублей и юаней», — Гуйжу Цай, президент Союза китайских предпринимателей в РФ; заместитель председателя, China Chengtong Holdings Group. 

Развитие цифровых технологий 

«Одним из главных критериев предоставления поддержки должны быть цифровые компоненты в проектах и экспортные компоненты в проектах», — Александр Шохин. 

«Я вижу огромнейший потенциал в инновациях и цифровизации. Почва цифровизации сельского хозяйства, особенно в России, и интернет-технологии в агропромышленном комплексе — это как раз основа четвертой индустриальной революции», — Ненад Попович, министр инноваций и технологического развития Республики Сербия. 

«Мир весь переходит на уклад машиностроения 4.0», — Кирилл Липа, генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг». 

Увеличение объемов кредитования реального сектора экономики 

«Вы знаете, что сегодня в Государственной Думе рассматривается законопроект Центробанка об альтернативных способах привлечения инвестиций. Мы, естественно, как партия, которая имеет представительства во всех региональных парламентах, во всех наших территориях, планируем вместе с предприятиями в регионах провести так называемые стресс-тесты этих законопроектов», — Андрей Турчак. 

Совершенствование налоговой политики 

«Еще один момент, который поднимают регионы, — возможность сохранения налога на добавленную стоимость в пределах 1-2% в регионах, чтобы на местах была дополнительная мотивация более активно работать с промышленностью, поддерживать региональное производство», — Андрей Турчак. 

«Мы предлагаем не преследовать сразу вот такую фискальную цель в партнерстве с бизнесом. Мы говорим, что средства, заработанные в этом проекте, можно направить и нужно направить — по этому поводу внесли проект соответствующего постановления правительства Российской Федерации — на транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру», — Андрей Иванов. 

Подробнее – на сайте информационно-аналитической системы Фонда Росконгресс, а также на сайте Форума - https://www.forumspb.com/news/news/novye-mehanizmy-investitsionnoj-politiki-«lokomotivy-rosta»/